Избранное сообщение

четверг, 1 мая 2014 г.

День Победы

Совсем скоро День Победы. Очень хочется вспомнить всех, кто жил, выжил, воевал, погибал. Всех - всех. Но вспомню сегодня своих родных, переживших  войну. А вы вспомните своих. И получится Бессмертный полк.

Война.. Великая Отечественная.. Священная.
Каждый сантиметр земли моей родной Беларуси помнит её: кровавую, страшную. Каждого третьего своего жителя лишилась моя Родина. Повсюду памятники, памятники.. Хатынь и Курган Славы, Тростенец и Брестская крепость, Линия Сталина и  Памятник матери- патриотке. В каждом городе, в каждом селе..
Но разве только в этом память , в памятниках?
 Память в каждом доме, в каждой семье, в каждом сердце. Нет на Беларуси семьи, которой бы не коснулась война.
И моя семья не исключение. Да, нет у нас в семье героев, но все они герои: те , кто сумел выжить в аду оккупации, в землянках партизанских отрядов, работая на земле, которая полита кровью .
Не поверите, но мне сегодня приснился папа. "Ты уже написала про нас?"_ спрашивал он. Вот и решила : пишу.


Беларусь подверглась нападению сразу же 22 июня. И в этот день мой папа всегда плакал. Не от радости, я думаю. Так далеко еще было до Победы.
Семья моего отца, Фесько Николая Алексеевича,  жила в деревне. Было ему 13 лет. На фронт уйти никто из деревни не смог, оккупация. Вспоминать про оккупацию папочка не любил. Весело рассказывал только о том, как со своими друзьями – мальчишками немцев в бане закрыли, "чтоб лучше попарились". А потом   неделю в лесу скрывались. Немцы объявили, что если не сдадутся  те , кто это сделал, сожгут всю деревню.  И хотели было уже возвращаться. Но спасло   наступление Красной Армии. Гарнизон спешно уходил из деревни. Рассказывал, как много приходилось работать,  и как мало - есть.  А партизан в округе не было. Не было густых лесов.
А потом были июньские дни 1944 года. И папа , уже 16- летний., ушел с войсками на фронт. Воевал мало. Взяли его в кавалеристы. Очень нежно всегда вспоминал свою лошадь- Орлика.
А в бою  за Кенигсберг  папа был  ранен и контужен  . Попал в госпиталь. О том , что война закончилась, узнал именно там. Радость переполняла его , когда он рассказывал про это событие, даже спустя многие  годы. За взятие Кенигсберга у него есть медаль, а еще «За отвагу», которой он очень гордился.
А родители получили похоронку..  Войну закончил в августе 1945 года. Их везли в Японию.. Да война там заканчивалась. Не доехали. Вернулся в 1947 году. Надо было срочную службу еще отслужить, уже после войны.
Семья моей мамы тоже жила в деревне. Даже радио не было. Про войну узнали, когда деревню стали бомбить.  Мой дед Голубицкий Матвей Иванович и старший мамин брат Голубицкий Григорий Матвеевич   отправились в город , в военкомат. Но когда пришли- город был уже оккупирован. Они попали в лагерь. У нас в Бобруйске было два    №131 и №314.
Но война только начиналась, фашисты не так еще зверствовали и разрешали выкупать местных жителей. И бабушка моя Катерина отдала свое единственное золотое обручальное колечко и еще еду: молоко, яйца, сало. И деда и дядю отпустили домой.
Потом мой дядя Голубицкий Григорий Матвеевич в 1942 году погиб в партизанском отряде под Полоцком. Похоронка на него пришла только в 1945.
А дед жил в оккупации. Фашисты выгнали их из дома , и вся семья , а было у деда еще семеро детей, жила в маленьком сарайчике. Да, не воевал, тяжело работал. Очень часто был на краю смерти. Постоянно боялись карателей. Соседнюю деревню сожгли.   А мои выжили.   Только дед сразу после войны, в ноябре 1945 года , умер.
Мама моя , Голубицкая Анна Матвеевна,  была еще маленькой девочкой( 10 лет) . Очень сильно болела малярией и тифом. Это и спасло её от угона в Германию . А еще мама рассказывала про венгра Андраса, который помогал едой и лекарствами. И это спасло маме жизнь.
В День Победы мы идем к папе и маме , нет их уже на этой земле.  Несем цветы. И поем  папины любимые песни: Священную войну и Катюшу. А еще День победы.
«Разве все герои , те , кто погибли? Павшим- вечная память»

Комментариев нет:

Отправить комментарий