В современных условиях деятельность учителя буквально
насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество
социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег
профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас
обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ
уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего
карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу,
чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего
имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы
Также, профессия педагога является одной из профессий
альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три
основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию
профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное
перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных
ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует
приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные
срывы.
Деперсонализация - тенденция развития негативного,
бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность
контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать
проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем
наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение
чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности
своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.
Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства,
снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной
несостоятельности, безразличие к работе.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального
выгорания у учителя:
- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются
отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание
каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался
ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои
в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться,
это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения
рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической
напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе,
потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого
видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»,
нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов
(нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый
сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная
раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия – собственно личностное выгорание.
Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное
безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение
постоянного отсутствия сил.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как
«выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот
период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить,
поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого
явления.
Есть такая наука -Ортобиотика
– это наука о технологии сбережения человеческого
здоровья и оптимистического настроя.
- Умение радоваться
- Разнообразие впечатлений
- Обращение к музыке
- Игры с детьми
- Общение с природой
- Культура общения
- Самоободрение
- Самоорганизация труда
- Самоконтроль и саморегуляция
-
Самоценность личной жизни Автор: Сушенцова Лариса ВалерьевнаПсихолог
Интересная статья, спасибо. Рано или поздно все мы встаем перед этой проблемой, поскольку профессия наша очень энергозатратна, слишком много отдается и интеллектуальных и душевных сил...ну, если работать с душой, конечно.
ОтветитьУдалитьНаверное так, но вот если это не просто работа, профессия.. Если это жизнь, то наверное, выгорание не будет такой уж проблемой. Нужно любить то, что делаешь, и тех ради кого делаешь. Тогда не так страшно.
Удалить